Более 150 доменных зон на выбор. Регистрация .ru и .рф за 140 руб./год!

Досуг

Уголок прекрасной Италии в Петергофе

Место: Колонистский парк (неподалеку от Верхнего сада, за собором Петра и Павла)

Адрес: город Петергоф, улица Бородачева

Достоинства: Прекрасное сочетание водной глади пруда и садов с великолепной архитектурой на островах.

Недостатки: Определенные сложности доступа в павильоны с гидом.

Найти их очень несложно - они находятся всего в нескольких десятков метров от знаменитейшего дворцово-паркового комплекса Петергоф - в городе Петродворце нужно перейти на другую сторону Санкт-Петербургского проспекта и можно увидеть Ольгин пруд, который является частью Колонистского парка.

По площади относительно парка пруд занимает более половины территории.

Вокруг пруда растут огромные серебристые ивы. Если встать спиной к Нижнему парку (куда устремляются потоки туристов) и обогнуть слева пруд, можно увидеть металлическую ограду и вход, ведущий к саду у Царицына павильона
Привожу условия посещения этого места на июль-2016 года.

Как видим, на парковые территории при павильонах попасть относительно просто, а вот осмотреть внутреннее убранство павильонов с гидом - надо постараться, ведь минимальная группа должна быть не менее 8 человек, либо оплачивать придется по очень высокой цене.

Хочу отметить, что даже просто прогуляться по прекрасной благоустроенной территории в летнее время приятно, тем более, что как с берегов Ольгина пруда и с островков открываются восхитительные виды.

Вид на собор Петра и Павла, выполненный по проекту архитектора Н.В. Султанова и Ольгин пруд.
Постараемся осмотреть парковые зоны, а в состав экскурсии для осмотра интерьеров павильонов (как повезет).



Ранее на этих территориях было Охотничье болото, затем был выкопан неглубокий пруд, грунт извлеченный из него пошел на возведение островов в количестве 3-х - одного маленького (Кроличьего) и двух больших, впоследствии названных Царицыным и Ольгиным.

Между Царицыным островом и берегом ходил паром, а на Ольгин остров можно было доплыть на лодке.


Экскурсия начинается с Царицына павильона, который был построен по приказу Николая I архитектором А. И. Штакеншнейдером в 1842-1844 году для жены императора Александры Федоровны.

Стоимость работ на Царицыном острове оплаченных казной - один миллион двести тысяч рублей.


В связи с массовыми раскопками в древнеримских городах в конце XVIII - начала IX века в просвещенном обществе Европы был огромный интерес к античности и, многие архитектурные здания того периода создавались с использованием мотивов древнеиталийской архитектуры.

Жена Николая I также была поклонницей древнеримской архитектуры. Император, проводивший много работ по обустройству парков в Петергофе и Александрии, решил сделать подарок своей жене.


Великолепный сад был разбит перед виллой, выполненной в помпейском стиле.

Здание было задумано в античном стиле, но по ходу постройки были внесены изменения в виде башни и пристроек, которые придали строению своеобразие.


В создании сада у Царицынского павильона принимал участие П.И. Эрлер, один из выдающихся мастеров садового дела в России в 19 веке.


Сейчас со стороны сада открывается восхитительный вид на пруд, соседний остров и замечательный храм в русском стиле Петра и Павла, выполненный по проекту архитектора Н.В. Султанова (освящен в 1905 году).


В саду расположены беломраморные скамьи, украшенные бюстами, много скульптур-копий с античных образцов, некоторые были привезены Николаем в Россию после поездки в Италию в 1845 году.


Мраморные работы выполнили мастера из мастерских Демут-Малиновского и Трискорни.


Фонтан, небольшой по размеру, но необычайно запоминающийся, работы скульптора Климченко - прекрасный юноша Нарцисс, сидящий в каменном цветке - бассейне, любуется своим отражением в воде.


Разнообразные клумбы, перед южным и северным фасадом.


На трельяжных решетках, расположенных рядом с основным зданием виллы - вьющиеся растения.


С северо-западной стороны павильона на красочном цветочном ковре возвышается изумительная колонна из стеклянных трубочек, украшенная позолоченной скульптурой девочки с попугаем (работа скульптура Бергеса).


Колонна, подаренная Александре Федоровне Фридрихом Вильгельмом IV была утрачена во время войны, но уже в 21 веке была найдена ее копия в Мюнхене на складах.

Из-за популярности этой модели в 40-х годах XIX века для парков было выполнено несколько таких колонн, а современные крупные немецкие и австрийские компании оказали спонсорскую помощь при восстановлении этого памятника и, таким образом он вернулся на Царицын остров.

Главный вход в павильон находится с южной стороны, здесь же располагается лоджия с мраморными колоннами и изящными решетками.

С левой стороны в нише находится бронзовая копия с самой знаменитой античной статуи в Пруссии XIX века - "Молящийся мальчик", предполагается что оригинал в свое время был в числе статуй, окружавших знаменитого Колосса Родосского, и входил в коллекцию скульптур Фридриха Великого.


Мы можем полюбоваться бронзовой скульптурой работы А. Кисса «Амазонка, сражающаяся с барсом», копия создана по античному оригиналу, найденному в Геркулануме. Очень выразительная и динамичная .


Павильон состоял из ряда помещений, имеющих как русское, так и греческое название:

- столовая (триклиний)

- гостиная (ойкос) - комната с тремя нишами для отдыха (экседра)

- атриум (помещение с бассейном и фонтаном).

Были здесь и кабинет императрицы, буфетная, наружная лестница, терраса и внутренний дворик.

Заходим в павильон и первое помещение, которое мы видим - атриум, где на парапете бассейна расположены уменьшенные копии статуэток, выполненные из бронзы по античным образцам, а также небольшой фонтан.

Мраморная скульптура «Психея» в виде прекрасной девушки со стрекозой выполнена в 1846 году итальянским скульптором Ц. Баруцци.
Точная копия масляной лампы-люстры, повторяющая оригинал, найденный при раскопках города Помпеи. Великолепные торшеры...

Росписи в древнеримском стиле периода конца I века до нашей эры выполнил немецкий мастер Дроллингер И.

По рисункам А. И. Штакеншнейдера знаменитыми мебельными мастерами Гамбсами был создан ряд предметов для обстановки.

Самой нарядной комнатой павильона считается гостиная, из нее открывается великолепный вид на атриум.


Там, где соединяются помещения атриума и гостиной отсутствует стена, а в проеме находятся мраморные колонны и перед ними скульптура в виде статуя лежащей женщины, выполненная Ф. Ламотом.


Столовая. Пол уникальный мозаичный - привезен из Италии работы римских мастеров I век до н. э. Здесь пол увеличили по размеру комнаты за счет бордюра из порфира и мрамора, изготовленного на гранильной фабрике в Петергофе, во время войны пол не пострадал, так как его удачно замаскировали.


С другой от гостиной стороны находится кабинет Александры Федоровны. Очень небольшая по площади комната, с византийскими мозаичными колоннами XII - XIV века. Интерьер выполнен в восточном стиле, он становится своеобразным напоминанием императрице о счастливых днях в Берлине, где она в 1821 году была на празднике в образе Лалы-Рук - восточной красавицы.


С левой стороны фото - бюст императрицы Александры Федоровны (по модели скульптора Х. Рауха). Пол в кабинете паркетный наборный, в отличие от других комнат, где он мозаичный (кстати в помещении павильонов посетители одевают специальные тапочки).

Великолепный камин, помогает согреться прохладными вечерами...
Умывальный прибор выполнен с росписью в античном стиле и находится на отдельном столике.

Для павильона императрицы были выполнены оригинальные сервизы на фарфоровом императорском заводе с морской темой (коралловый) и краснофигурный в этрусском стиле.

Gо сравнению с Ольгиным павильоном, павильону императрицы "повезло" больше - он меньше был разрушен во время ВОВ, и соответственно, был раньше открыт для посещения после реставрации.

Внутренний садик, через двери из своего кабинета в него выходила императрица.

Крыша сделана из трельяжных решеток по образцу южных стран, но там по ним вьются лианы и плющи, защищая от зноя, а в нашем климате такой необходимости нет.
В IX веке зимой крыша закрывалась, так как некоторые ценные растения в кадках переносились сюда (например померанцевые) и помещение отапливалось.

В садике было 2 небольших фонтана

Побольше - "Орел" (скульптор Маркизини), выполнен по рисунку Пилсудского.

Фонтан сделан в виде скамьи из мрамора, над которой бронзовый орел держит в когтях змею, и из ее пасти течет вода.

А второй выполнен в типично римском стиле - фонтан-маскарон.

Нужно отметить, что во внутреннем дворике находилось очень много разнообразных скульптур, как беломраморных, так и бронзовых.


Жемчужина среди собрания скульптур - работа итальянского скульптура А. Коррадини. На мраморном постаменте, прикрепленном к стене стоит погрудное изображение прекрасной женщины, выполненное в уникальной технике, которой в совершенстве овладел мастер-прозрачная вуаль, накинутая на лицо, выполнена из мрамора.

Ранее эту статую приобрел Петр I для Летнего сада. Ее неоднократно перемещали, а в 1837 году в результате сильнейшего пожара в Зимнем дворце (где она в то время находилась), скульптура раскололась и верхняя часть стала украшением дворика Царицына павильона.

Терраса украшена ажурной решеткой, на ней стоят вазоны с растениями. Здесь же расположилась скульптура "Спящая Венера" из белого мрамора (скульптор Ц. Баруцци).


Направляемся в сторону Ольгиного острова к мосту и, в углу Царицыного сада любуемся руинами - остатками капителей колон, карнизов зданий, которые раньше принадлежали Исаакиевскому собору работы А. Ринальди. На переднем плане торс в одежде от скульптуры А. Коррадини.


Здесь можно посмотреть на разнообразные кустарники роз и гортензий.

Императрица увлекалась садоводством и особенно любила белые розы.

Конечно, с течением времени многое было утрачено, но сейчас работники ГМЗ Петергоф наладили связь с исторической родиной императрицы и с ее потомками и есть там садоводы, которые доставляют саженцы сортов роз, бывших ранее на территории сада в Россию.


Огромный старый дуб одна из достопримечательностей острова - на нем висит табличка, а внизу он окружен ажурной оградкой, в которой высажены яркие незабудки.

Это дерево выросло из желудя, находившегося на дубе с могилы Дж. Вашингтона.

Желудь привезли для Николая I. Впоследствии с этого петергофского дуба американцы забирали желуди и одно дерево(потомок) растет сейчас рядом с Белым домом в городе Вашингтон.


После кончины Николая I, императрица у дуба стала в золоченых корзинках высаживать цветы-незабудки и анютины глазки.


Расскажу немного о пруде: достаточно большой по площади, глубиной не более 2м, вода в нем чистая и прозрачная, так как в него попадает вода из Ропшинских ключей.

В XVIII - XIX веке из него брали воду для питья окрестные жители.

Затем по длинному мосту мы переходим к Ольгиному павильону, и справа в саду видим под навесом птичник (традиционную принадлежность таких парков), здесь живут павлины и фазан.


И гондолы, на которых перебирались с острова на остров.


Сад на острове великой княгини иной, чем на Царицыном, здесь меньше ковров-клумб, разнообразных скульптур и кустарников, но по-своему он привлекателен.


Взгляд сразу притягивает великолепная бронзовая скульптура работы И.П. Витали, утраченная в войну называется "Венера, снимающая сандалию" и она появилась вновь на Ольгином острове, в 2009 году.

Изначально у Николая 1 была античная бронзовая статуэтка с которой по его распоряжению П. Витале в 1852 г. была выполнена мраморная статуя в человеческий рост, которая сейчас находится в Русском музее.


Также как и хрустальная колонна на Царицыном острове, этот памятник претерпел немало всего. Оригинал (являющийся копией) еще времен Николая I, во время войны был утрачен, но по счастливому стечению обстоятельств сохранились авторские формы работы Витале и, таким ообразом современными скульпторами была выполнена статуя Венеры и возвращена на историческое место.

Ольгин павильон, отличающийся от Царицына по внешнему виду, был построен в 1846 году в стиле южноитальянских вилл. Видна наружная лестница, по которой можно спуститься вниз, в сад.


Перед павильоном стоит бюст А. И. Штакеншнейдеру, главному архитектору и создателю замечательных зданий.

Ольга Николаевна сочеталась браком с принцем Вюртембергским и в июле 1846 в Петергофе прошли пышные свадебные торжества, а Ольгин павильон был готов к этому моменту. И именно тогда пруд, остров и павильон получили название Ольгин.

Впоследствии, став королевой Вюртембергской, дочь Николая I, проживая в городе Штутгарте, захотела построить свою новую королевскую резиденцию виллу Берг в стиле петергофского Ольгина павильона. И она осуществила свое желание.


По размеру комнаты в Ольгином павильоне небольшие.

Из столовой через одну из дверей можно было выйти к лестнице, спускающейся к воде, и к лодкам.

Нет комментариев

Добавить комментарий