Досуг

Государственному музею городской скульптуры исполняется 85 лет

Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге основан 28 июля 1932 года.

В 2017 году ему исполняется 85 лет

Государственный музей городской скульптуры

- Музей необычный, единственный в своем роде не только в России

- не имеет аналогов в Европе


21 июля

Место: Некрополь «Литераторские мостки»

Сайт: http://www.gmgs.ru
Адрес: Расстанная ул., 30 (ⓂВолковская | ⓂОбводный канал | ⓂЛиговский проспект)

Время: 15:00

Памятная акция «Он создал наш музей…»


Программа мероприятия

15:00

«Он создал наш музей…»  

Слово о  Музее - музее необычном, единственном в своем роде не только в России, но и не имеющем аналогов в Европе 

15:30

У памятника Н.В. Успенского в Некрополе  «Литераторскиемостки»

Слово о первом директоре музея Николае Викторовиче Успенском

Музейные реставраторы расскажут о реставрации памятника.

16:00

Экскурсия  по Некрополю  «Литераторские мостки» - авторская экскурсия хранителя Некрополя

Государственный музей городской скульптуры обладает уникальной коллекцией произведений монументального искусства:

- памятников

- мемориальных досок

- художественных надгробий,

находящихся  на открытом воздухе в реальных условиях городской среды.

Изучение, сохранение, научная реставрация таких произведений - приоритетное направление деятельности музея.

Основой создания музея  стали  старинные кладбища и усыпальницы. К созданию Национального  Пантеона стремился Петр I, задумывая создание  монастыря в память заслуг князя Александра Невского - небесного покровителя Петербурга, города основанного Петром I.

Отчаянные, бескорыстные, добровольные усилия представителей петербургской интеллигенции, членов Общества «Старый Петербург», способствовали реализации идеи музеефикации кладбищ, как условия их спасения от сноса в первые послереволюционные годы.

Особое место в истории создание музея принадлежит первому директору  Николаю Викторовичу Успенскому (1885-1947)

Неслучайно  юбилейные  музейные мероприятия включают памятную акцию в Некрополе «Литераторские мостки» у надгробия  «устроителя и первого директора  Ленинградских Некрополей».

14 июля - 13 августа

Место: Новый выставочный зал музея

Адрес: Чернорецкий пер., 2

Выставка «Петроград эпохи перемен» к 100-летию революционных событий

Петроградский период истории города на Неве - десятилетие, значение которого трудно переоценить. В его центре - революционный 1917 год. В фокусе внимания проекта находится жизнь горожан на фоне колоссальных изменений, которые принесли в город те переломные годы.


Одни политические события имели радикальное значение для дальнейшей истории города - переезд правительства в Москву, подавление Кронштадтского мятежа. Другие, такие как убийство Григория Распутина и приезд В.И. Ленина в Санкт-Петербург, стали источником мифов.


Были в этот период в Петрограде и события, уникальные в масштабах России и всего мира: впервые в мире было достигнуто соглашение о 8-часовом рабочем дне, осуществлено первое в России успешное переливание крови; создан один из лучших российских театров - Большой драматический, открыт Физико-технический институт, ставший колыбелью отечественной ядерной физики.
Многие достижения, совершенные позднее, имеют истоки в том сложном, трагичном и прекрасном времени, когда наш город носил имя Петроград.

28 июля - посещение выставки осуществляется по сеансам: 12:00 | 14:00 | 16:00

274-2579


Cерия публикаций, посвященных истории создания каждой из экспозиций нашего музея

Датой основания Музея городской скульптуры является 28 июля 1932 года, когда по постановлению Президиума Ленсовета старейшая часть основанного в 1714 г. Петром I некрополя Александро-Невской лавры - Лазаревское кладбище - получило музейный статус. Был создан первый в стране Музей-Некрополь, основа будущего Музея городской скульптуры.

Предыстория

История музейного Некрополя связана с легендарным Обществом изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей (сокращенно – общество «Старый Петербург»), возникшим в 1921 г. Среди основателей этого общества были такие знатоки петербургской культуры, как А.Н. Бенуа, В.Я. Курбатов, П.Н. Столпянский. Одной из задач, поставленных обществом «Старый Петербург», было изучение и сохранение «первоклассных скульптурных произведений», находящихся на кладбищах города.

В 1922 г. Обществом было начато научное исследование Лазаревского кладбища. Этот некрополь называли «исключительным собранием художественных памятников с уже готовым музеем надгробной скульптуры», но, к сожалению, уникальное историческое и художественное значение его памятников не осознавалось в то время, когда в Лавре происходили регулярные погребения.

Еще в 1907 году на страницах журнала «Старые годы» один из первых исследователей отечественной скульптуры барон Николай Николаевич Врангель (1880-1915) печально восклицал: «Запущенные, забытые памятники петербургских кладбищ доживают свои последние дни, и если теперь же о них не вспомнят, то через несколько лет все то немногое, что осталось от красивого прошлого нашей жизни, все это будет одним воспоминанием…».

В тяжелейших условиях послереволюционного времени общество «Старый Петербург» взяло эту территорию под охрану. Были составлены описания, обмеры, проводилась фотофиксация памятников, началась их реставрация. Первыми памятниками, отреставрированными в те годы стали надгробие Е. Я. Державиной, любимой супруги великого русского поэта XVIII века Г.Р. Державина, воспевшего ее как «Плениру», и надгробие камердинера Екатерины II А. С. Попова (1781), считающееся самым ранним скульптурным надгробием, появившимся в Некрополе. В реставрационных работах принимали участие такие известные мастера, как Л.А. Дитрих, Е.И. Катонин, В.В. Козлов, И.В. Крестовский.  В результате археологических раскопок были найдены десятки надгробных плит 1-й половины XVIII века, в том числе и древнейшие из сохранившихся надгробных памятников Петербурга - плиты приближенных Петра I И. И. и Д.Г. Ржевских (1710-1720-е гг.).

Лишь через десять лет после начала этой беспрецедентной работы, в 1932 г. уникальный заповедник официально стал музеем, к нему было присоединено Тихвинское кладбище, а также две лаврские усыпальницы - Благовещенская и Лазаревская. Первым хранителем музея стал один из участников Общества, профессиональный фотограф Николай Викторович Успенский (1885-1947), чья подвижническая деятельность и позволила сохранить ценнейшую коллекцию мемориального искусства в трудные послереволюционные годы. По его словам, «эти памятники всегда привлекали внимание публики и ими не только любовались, но даже восхищались. В них видели нечто необычное среди наших православных кладбищ, и от них веяло чем-то далеким, таинственным и сумрачным по настроению… Нельзя отнять присутствия в них какой-то торжественности и величавости, а это … принимали за красоту, а потому и отдавали им дань своего восторга».

До самой войны посещение некрополя было возможно только в составе организованных групп. Посетившая некрополь в 1934 году группа литераторов, среди которых были:

- С. Я. Маршак

- М. М. Зощенко

- Ю.Н. Тынянов 

- О.Д. Форш

обратились с письмом к А.М. Горькому, охарактеризовав увиденное, как «исключительный художественный и историко-бытовой памятник, ярко отразивший в себе не только блестящую эпоху великих мастеров скульптуры, но и всё двухвековое существование царского Петербурга». Действия Горького в ответ на это письмо способствовали созданию полноценной экспозиции.

С 1935 г. Лазаревское кладбище стало называться Некрополем XVIII века, а Тихвинское - Некрополем мастеров искусств (официально открыт в 1937 г.).

В 1939 году они стали частью Музея городской скульптуры, в коллекцию которого были включены наиболее значимые памятники и мемориальные доски города.

Нет комментариев

Добавить комментарий